Предотвращение нарушений прав в образовательных организациях

Каждый имеет право на образование. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет гарантии осуществления этого права каждому обучающемуся в образовательных организациях разных уровней - дошкольных, общеобразовательных, профессиональных, а также в образовательных организациях высшего, дополнительного и дополнительного профессионального образования.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Несмотря на то, что достаточно часто возникают споры по поводу применения различных мер дисциплинарного взыскания — замечаний, выговоров, отчислений из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в реальной жизни грубые нарушения права на образование встречаются не часто. Доступ к образованию, в целом, обеспечивается в пределах образовательных стандартов, а большая часть нарушений права на образование касается, главным образом, не основного содержания, а сопутствующих проблем.

Нередко нарушается принцип добровольности при сборе пожертвований или оплаты дополнительных образовательных услуг. Довольно частым следствием становится восприятия образования как платной услуги. Если не брать в расчет иногда встречающиеся уголовные преступления (вымогательство взятки за прием в школу и т.д.), обычно, такого рода нарушения связаны либо с некорректным представлением пожертвований как обязательных взносов, либо с навязыванием дополнительных (платных) образовательных услуг (конфликты часто возникают вследствие неграмотного разъяснения смысла внесения средств или их оформления). Разновидностью этого нарушения будет, например, проведение дополнительных платных занятий с отстающими, так как в этом можно усмотреть коррупционную составляющую.

Повсеместно возникают ситуации, когда учащиеся не допускаются или удаляются с занятий (например, по причине отсутствия сменной обуви, отсутствия школьной формы, нарушений дисциплины, выполнение обязанностей дежурных и т.д.), в то время как нарушение учащимися каких-либо правил не должно влечь за собой ущемление права на образование. Должны быть предусмотрены адекватные формы ответственности за нарушение этих правил и адекватные меры педагогического воздействия.

Часто случается ситуация, когда право на выбор образовательных программ или их компонентов (в рамках основной образовательной программы образовательной организации) невозможно реализовать или оно реализуется формально (реальной возможности выбора не предоставляется).

Имеют место и случаи дискриминации. Нарушение равенства прав и свобод чаще всего проявляется в разном отношении к обучающимся в зависимости от успеваемости, внешнего вида (например, какие-либо детали одежды или прически), национальности, пола, состояния здоровья, материального положения родителей, родственных связей и др.

Случаи применения педагогами физического насилия в отношении детей имеют место довольно редко и, как правило, они не остаются без внимания учителей, родителей, учащихся, администрации образовательной организации, органов управления образованием и др. Вместе с тем психическое (или психологическое) насилие унижающее человеческое достоинство встречается чаще и даже часто не воспринимается как нарушение прав человека ни детьми, ни взрослыми.

К психическому насилию, в частности, относится открытое неприятие и систематическая и необоснованная критика, оскорбления, угрозы в адрес ребенка, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям, физическое воздействие, которое может вызвать психическую травму.

Имеют место случаи ограничения свободы, умышленная порча имущества, запугивания, оскорбления, критика. В последнее время нередки проявления Интернет-травли (кибербуллинга или кибертравли), когда травля, оскорбления или угрозы происходит с помощью средств электронной коммуникации, в частности, сообщений в социальных сетях, мгновенных сообщений, электронных писем и СМС.

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию. Однако часто происходят ситуации, когда учитель комментирует обстоятельства частной жизни учащихся (например, отношения между девочкой и мальчиком, которые учатся в школе, отсутствие родителей у учащегося, материальное положение семей учащихся и т.п.), в доступных для посторонних источниках (например, классном журнале) можно обнаружить информацию о частной и семейной жизни учащихся (например, место работы и должность родителей и т.д.), отсутствуют организационные условия для реализации права на частную жизнь в школе (например, отсутствуют перегородки в туалете и т.д.) и др.

Случаются и нарушения права на свободу выражения мнения. Конечно, таким нарушением не может являться незнание обучающимся учебного материала или демагогическая маскировка этого незнания. Чаще всего нарушение свободы выражения мнения учащихся выражается в отождествлении знания фактического материала учащимся и позиции (мнения) учителя по поводу этого материала, а мнение учащегося по поводу фактов, которые учащийся знает, приравнивается к незнанию и наказывается, например, занижением отметки. Часто у учащихся отсутствует возможность высказать мнение по поводу тех или иных проблем школьной жизни, а содержание прав, которыми обладают учащиеся, им не разъясняется или разъясняется неточно.

Таким образом, гарантии на практике не всегда реализуются должным образом в образовательных учреждениях - школах, учреждениях среднего и высшего образования. В случаях если нарушены права ребенка, то взрослые и дети должны не молчать, а действовать:

  • если права ребенка нарушают его сверстники или другие дети, ребенок или его родители должны обратиться к учителю, воспитателю или другому человеку, который может оказать помощь;
  • если права ребенка нарушают учителя или другие взрослые, ребенок или его родители (представители) должны обратиться к руководству школы или другого учреждения, в котором были нарушены права ребенка;
  • если права ребенка нарушает школа или другое учреждение (учебное, оздоровительное, спортивное и т.д.), например, решение администрации этого учреждения является явным правонарушением, то ребенок или его родители (представители) могут обращаться с жалобой на нарушение своих прав в компетентные органы, в чей власти находится контроль и надзор над этим учреждением;
  • в любой из перечисленных ситуаций родители (представители) ребенка могут обращаться за помощью к профессиональным юристам, чтобы узнать больше о правах несовершеннолетних, и понять, на самом ли деле были нарушены права ребенка, и что следует делать.

Но необходимо не забывать о взаимной ответственности педагогов и учащихся, об их уважении друг к другу, это следует учитывать и родителям (представителям), поскольку в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона об образовании обучающиеся во всех образовательных организациях обязаны уважать честь и достоинство других обучающихся и работников этих организаций.

Бесплатная консультация по вашей ситуации

В жизни часто возникают различные сложности, требующие консультации юриста или адвоката. Мы расскажем, как действовать в вашей ситуации: что необходимо сделать в первую очередь, а чего делать не стоит. В сложных делах, в том числе уголовных, требующих участия или консультации адвоката, мы готовы порекомендовать адвокатов по семейному праву. Юридическая консультация по телефону (без правового анализа) бесплатная.

Наши преимущества

Мы работаем только официально, по договору

Семейное право - наша специализация

Обширная практика и сотни выигранных дел

Все строго конфиденциально

Наши контакты

Телефон:
Электронная почта:
Адрес:

г. Калининград, ул. Чайковского, 2

Консультации проводятся только по предварительной записи.

Работаем ежедневно с 07:00 до 23:00.